Всех Марин и Маргарит с именинами, с Днем ангела, с Днем Небесной Покровительницы!
Всем радости, улыбок и хорошего настроения всегда!!!
В Россию имя Марина пришло из Греции.
С VIII века в Греции начинается широкое почитание великомученицы Марины Антиохийской, день памяти которой Православная Церковь совершает раз в год, 30 июля (17 июля по ст.стилю)
В Антиохии, которая находилась в малой Азии, в семье языческого жреца Эдессия, родилась дочь.
Ее назвали Марина.
Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в 15–20 километрах от города.
Здесь, в сельской местности Марина воспитывалась и взрослела.
Девочка была скромна и благочестива.
Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклитиана. Тогда (303–305 года) император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом.
Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам.
За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан.
Это были жестокие времена. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь.
От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе.
Она не только уверовала, но и желала креститься.
И так как не было священника, который мог бы совершить над ней таинство, то она надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью и пролили ее за Христа. Желание Марины стать мученицей возмутило ее отца.
Узнав, что дочь исповедует Христа, он разгневался и отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает.
И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец.
Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи.
Он направлялся в Антиохию, столицу Галатии из города Асия.
Олимврий объезжал подчиненные ему территориям для розыска христиан.
Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней.
Она разумно и кротко отвечала на его вопросы и очень понравилась ему, что епарх даже решил на ней жениться.
Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой.
Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться.
Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду.
На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой.
Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов.
А Олимврию и заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает.
Тогда начались ее длительные мучения.
Марину по приказу епарха долго секли плетями, прибили гвоздями к доске и раздирали тело трезубцами. На ночь девушку бросили в темницу.
Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться.
Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея.
Он поглотил ее, как некогда кит Иону.
В чреве змея девушка совершила крестное знамение, чем разорвала его на части.
Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран.
Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток.
Кто-то, видя что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством.
Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам.
Именно они, по его мнению, исцелили ее.
Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога.
Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы: «Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой».
Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов.
Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его. Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек.
Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч.
Это произошло 30 июля. Свидетелем всему был некто Феотим.
Он присутствовал при мучениях святой девы и записал ее житие.
Марина или Маргарита?
Мощи великомученицы Марины были помещены Феотимом в каменную гробницу. Вскоре у них начали происходить исцеления и другие чудеса. Особенно часто здесь исцелялись бесноватые и душевнобольные. Тогда же святая Марина стала широко почитаться христианами, хотя формальной канонизации еще не произошло. Но если у восточных христиан и коптов традиция почитания Марины никогда не прерывалась, то в Европе, в 494 году, папа римский Геласий I объявил житие великомученицы Марины апокрифическим.
В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.
Смена имени с Марины на Маргариту не должна смущать, ведь Маргарита было всего лишь прозвищем Святой Марины. Ее агиограф Феотим, описывая в житии красоту и стать Марины, называет девушку «Маргарита», то есть «жемчужина». Именование святой по-разному на Востоке и Западе укоренилось в эпоху разделения церквей. Причем в Западной Европе святая Марина (Маргарита) стала почитаться наравне со святыми Варварой и Екатериной и изображаться попирающей дракона. Считается, что именно святая Марина (Маргарита) явилась в видениях Жанне и призывала ее идти спасать Францию.
Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.
Тропарь великомученице Марине
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Марина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученице Марине
глас 3
Девства добротами преиспещренна, дево,/ нетленными венцы венчалася еси, Марино,/ кровьми же мученичества обагрена,/ чудесы просветившися исцелений,/ благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.
Источник