14 августа 2016 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в нашем храме была совершена Божественная литургия, по окончании которой состоялся водосвятный молебен с освящением мёда. В народе этот праздник называют Медовый Спас.
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает страдания Христовы, которые Он претерпел на Кресте. Поводом к установлению сего праздника послужило необыкновенное событие, чудесно явленное жителям столицы греческого государства от Древа Животворящего Креста Господня.
В Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жизней. И вот жители города обратились с молитвой к Богу, присовокупив к тому и крестный ход с Древом Животворящего Креста Господня по улицам византийской столицы, окропляя все дома и здания святой водой. И как по окончании крестного хода моровая язва тотчас же прекратилась, то в память этого чудесного события и установлено было ежегодно 1 августа совершать празднование в честь Креста Господня. Кроме того, к этому событию присоединились и другие, в которых также чудесным образом явилась сила Божия: победа греческого войска над сарацинами, а русского – над волжскими болгарами, поскольку и эти события совершились также 1 августа силою Животворящего Креста и молитвами Пречистой Богородицы. Но, воспоминая эти события и прославляя силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе воспоминает ныне и страдания Христовы.
В Евангелии, положенном на сегодняшний день, вы слышали трогательное повествование о последних часах и минутах земной жизни Христа Спасителя. Святейший святых, Безгрешный шествует к язычнику Пилату, унижаемый и оскорбляемый шумящей вокруг Него неистовой толпой. С безумной злобой и ожесточением первосвященники, книжники, старцы людские и весь народ иудейский требуют для Бессмертного смерти позорной:Распни, распни Его (Ин. 19, 6)! Пилат, язычник, не знавший Божественного учения, движимый чувством справедливости, пытается освободить Его: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19, 6). Но их угрозы обвинить его перед кесарем заставляют правителя предать Господа в руки врагов для распятия.
После многих новых страданий и унижений Господь восходит на Голгофу, неся тяжелый Крест, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух, вися посреди двух разбойников. Такое безмерное унижение, такая страшная смерть! И спрашивается: зачем эта ужасная жертва?
Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (Ис. 53, 5), – отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий ко времени пришествия на землю Спасителя пребывал во грехе, люди забыли Бога, забыли Его Божественный Закон, извратил и забыл Закон даже избранный Богом еврейский народ.
Все согрешили, все преступили заповеди Божии, а потому и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он же и бесконечно правосуден. Правда Божественная была возмущена человеческой неправдой, людскими грехами. Необходимо было удовлетворить эту святую Правду. Но кто же из людей мог принять на себя ходатайство пред Правосудием Божиим, когда каждый человек сам заражен грехом? Притом и согрешения людские были чрезвычайно велики, и жертва за них должна была быть величайшей.
И вот такою-то высочайшей жертвой сделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита Кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия. Какое неизреченное милосердие, какая благость Божия преподается со Креста грешному человеческому роду! Христос умре грех наших ради (1 Кор. 15, 3). Грехи всего мира пригвождены ко Кресту. Вознесшийся на Крест и пролиявший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом.
Изъязвленные Его длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что раньше отделяло тварь, непокорных сынов человеческих от Творца, уничтожено Голгофской Жертвой. И Крест из позорного орудия смертной казни соделался для верующих драгоценнейшим, почетнейшим орудием в руках их для борьбы с врагами нашей души. Воздвигнутый на Голгофе, он ярко светит над всей землей, согревая своими лучами охладевшие и очерствевшие сердца людские.
Придите, все скорбящие, к этому Кресту, воззрите на него и обрящете покой душам вашим. Как древле воздвигнутый Моисеем медный змей исцелял уязвленных змеем, когда на него взирали, так и Крест Христов подает уврачевание душам людским, когда к нему прибегают и с любовью перед ним молятся.
Святой Кирилл Иерусалимский говорит: “Крест есть великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов”. Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Самого Господа и, как щитом, ограждаем себя от козней и сил вражиих. Так, например, в житии святого апостола Иоанна Богослова повествуется: один бедный христианин, не имея, чем заплатить долг своему заимодавцу, просил волхва-иудеянина дать ему яд. Дважды он принимал его, но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменовал сосуд с ядом крестным знамением. Или другой пример: некоторый пастух умирал от змеиного уязвления. Но, когда некий благочестивый старец влил по кресту воду в уста его с призыванием великого имени Святой Троицы и имени великомученика Георгия, пастух выздоровел.
Также: напал однажды диавол на святого Киприана, стал бить и душить его. Киприан не мог ничем защититься от него, он только поднял руку и перекрестился – и диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом, как лев, рыкнул и исчез. Такова сила крестного знамения, которое мы должны налагать на себя благоговейно и с живым воспоминанием о распятом на Кресте Спасителе мира.
Когда мы налагаем на себя крестное знамение, то облекаемся Божественной силой, которая в это время осеняет и ограждает нас от всякого зла. Поэтому-то крест возлагается на нас при рождении, с крестом на груди и в руках переплываем мы бурное море житейских треволнений, с крестом провожают нас до места последнего упокоения, и на самой могилке нашей поставлен будет крест, как знамение нашего спасения.
Совершая сегодня поклонение Животворящему Кресту Господню, будем лобызать его с искренней любовью и сыновней преданностью Господу, веруя, что распятый на Кресте Христос не простой человек, но Богочеловек.
Со страхом и трепетом пусть каждый подходит ко Кресту и с умилением устами своими прославляет Господа, взывая из глубины души: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим! Аминь.