Явле́ние иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Явле́ние иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

17 июля 2016 года, накануне празднования Явле́ния иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в нашем храме было совершено Всенощное бдение.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому Одигитрия (Путеводительница). На иконе изображена Пресвятая Богородица, Которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке, обращенного лицом к молящимся; правой рукой Иисус благословляет. В отличие от других, более древних икон типа Одигитрия, глава Богородицы на Казанской Ее иконе наклонена влево, будто Божия Матерь хочет что-то поведать Своему Сыну.

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.

Трудно шло дело проповеди Евангелия, но особенно способствовало возвышению Православия среди магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

28 июня 1579 г. страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета: «Бог прогневался на христиан». Вера Христова сделалась притчею и поруганием.

Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами строил дом и стрелец Даниил Онучин. Его 9-летней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм Святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместить святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Тыя, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был.

Икона стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, относящейся к иконографическому типу икон именуемым Одигитрия-Путеводительница.

В год явления ее в Казани начался знаменитый поход «за Казань» казачьего атамана Ермака, увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток многие тысячи километров и в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.