Проповедь о брачном пире в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

Проповедь о брачном пире в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

Царствие Божие, этот вечный, непостижимый для нас пир, Господь уготовал для праведников от начала мира. И звал, и все время зовет всех на этот пир, но званые отказались прийти. Кто эти званые?

Если обратиться к древности, то прежде всего это избранный иудейский народ к, которому Господь посылал пророков, пред которым творил великие чудеса, всячески привлекал его к Себе. Этот народ должен был служить примером для всего человечества, чтобы другие народы, видя особое благоволение Божие к нему, и сами обратились к вере в единого Истинного Бога. Но когда пришел на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос и истинно сотворил волю Божию, волю Отца Своего, то иудейский народ отрекся от Господа, отверг Сына Божьего, распял Его и сделался ярым врагом Божиим.

И вот Господь послал рабов Своих, Своих апостолов, учителей, проповедников возвещать Евангелие всему миру, всех звать на уготованный пир. И почти все народы постепенно приняли христианство, и множество новых людей, уверовавших в Господа Иисуса Христа, вошло на этот пир.

Но часть верующих в Господа Иисуса Христа не входит на этот пир, не обретает это нескончаемое блаженство. Многие отрекаются от Господа, отказываются пойти на приготовленный пир. Кто отказывается? Большей частью это люди умные, образованные, которые, оправдываясь, говорят, что занимаются различными важными делами, а некоторые прямо отрекаются от Господа ради выгод. И эти званные, по слову Господа, не войдут в царство Божие.

А кто входит? Господь говорит: “Идите по разным распутьям, улицам и переулкам, соберите слепых, хромых, немощных, больных и зовите их на пир”. Кто эти больные и немощные? Это люди, не имеющие значения здесь, на земле, большей частью бедные, мало знающие, больные многими душевными болезнями, больные различными грехами. И те, которые послушаются Господа, те, которые будут внимать слову Божию и очищать себя от всяких грехов, веруя Господу, призывая Господа на помощь,- войдут в царствие Божие.

Но среди пира оказался один человек пришедший, не в брачной одежде. Кто это? И какой должна быть брачная, праздничная одежда, в которой можно пойти в дом к высокому Господину? Брачная одежда — это чистота души. Человек если хочет войти на этот дивный пир, уготованный для праведников от начала мира, должен прежде всего слушаться слова Божия, жить по слову Божию и по заповедям Божиим. А всякое нарушение воли Божией, всякое нарушение заповедей, даже малейших, нужно исцелять, очищать искренним, глубоким сердечным покаянием. Не языком говорить: “Я грешен” а с сокрушенным сердцем припадать к Господу, умоляя: “Господи я согрешил, очисти меня от скверны греховной”.

Если человек всю жизнь старается поступать по воле Божией, по заповедям Божиим, если всю жизнь следит за собой и всякое греховное пятно смывает искренним покаянием, то он облачается в брачную одежду, в которой он смело, может пойти к Царю на пир. А тот, кто является христианином по наружности, подобен фарисеям, которые исполняли все обряды, ходили и молились на улицах и перекрестках, подавали милостыню и т. д., но все это было только внешнее.

Увы, среди нынешних христиан нет понимания христианства, нет желания его понять. Считается, что если человек иногда приходит в церковь, постоит на исповеди, особенно на общей, если он верующий, то этого достаточно. Но о таких людях говорил Господь: Приближаются ко Мне люди и устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня (Ис.29,13). Это те люди, которые не в брачной одежде пытаются войти в царствие Божие или думают, что войдут туда.

Нам надо бояться, чтобы Господь не обратился к нам и не сказал: ”Как ты посмел не в брачной одежде войти на пир?”

Образом будущего блаженства, образом этого дивного пира является Причащение Святых Христовых Тайн. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь во мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56). Когда мы только по наружности исповедуемся, языком говорим: “Я грешен”, и сердце в этом совершенно не участвует, а – только сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50, 19), – не получаем прощения от Господа, потому что нет искреннего покаяния, мы не отрешились от злобы, от осуждения ближнего, тогда мы не в брачной одежде приступаем к Святым Тайнам. Господь позволяет принять Тайны, но скажет: “Как ты смел не в брачной одежде прийти на пир. Возьмите его, свяжите и ввергните во тьму кромешную”. Человек теряет возможность духовного роста, он ходит во мраке, живёт в своих страстях, с которыми причащался не ко спасению и покаянию. И в этих страстях, в состоянии этой связанности, не видя возможности духовно очищать себя, он будет пребывать до тех пор, пока не поймет своего плена, своего мрака, и не припадет ко Господу от всего сердца, не восплачется пред Ним, как плакал мытарь, как плакала блудница, как плакал разбойник.

Так будем же прилежать о своем спасении, чтобы и нам сподобится небесного царствия. Аминь.

Игумен Никон (Воробьев)