ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Но, пожалуй, по желанию твоему, слушай.
***
Не живи, как хочется, а как Бог приведет
Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хочется, а как Бог приведет. Эту маленькую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом и вместе с кошельком.
С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна1. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый, а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот2 и что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное.
***
Человек предполагает, а Бог располагает
…Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем полагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, яко же [как] угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле.
***
Зло всегда забегает вперед, но не одолевает
Каин19 родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова20, но победа осталась на стороне последних, хотя Исав и гнал Иакова, и Каин убил Авеля, но гонимые блаженствуют, а гонители отвержены Богом. Будем верить и надеяться, что и нас Господь не оставит, только нужно со смирением потерпеть и не роптать.
Ложь всегда останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут.
Зло всегда забегает вперед, но не одолевает. И в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли.
***
О смирении
«Батюшка о. Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: когда ударят тебя в десную ланиту25, подставь другую26, Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукой в левую щеку, а не в десную (правою). Но Господь хотел представить десную ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должно».
***
Не заплативши долга, нельзя затевать подарки
Ты пишешь: «Господь для меня все сделал, а я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому должен, то, не заплативши долга, нельзя затевать подарки. Так и мы, прежде всего должны заботиться об уплате греховного долга посредством смиренного покаяния, которое совершается до самого гроба.
Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования.
***
Искушения ходят не по лесу, а по людям
Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче [больше] меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя – пророка Давида, когда восстал на него естественный27 сын его. Будем подражать св. Давиду смирении не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою и царство.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеваешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.
***
Келия высит, люди искушают
…Относительно других выражаешься так: «Редко-редко слышится речь о Боге, все какое-то пустое и намеренное хитросплетение или лесть…»
На то скажу тебе, что между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме28, был праведен, а когда удалился в Сигар, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в Отечнике: келия29 высит, а люди искушают. Чрез претерпение же искушений человек делается искусным.
***
Повинной головы ни секут, ни рубят
Св. Лествичник пишет, что, если кто преткнулся о камень неверия в своих духовных отцах, тот, без сомнения, пал. Тем горестнее это падение, что ты не только подверглась сама душевредному неверию, но и в этой слепоте отравляла души юных и неопытных неуместными толками и зловредными рассказами.
…Понудься смириться и сознай пред Богом и пред матерями свою вину, и не постыдись это сделать, зная, что повинной головы ни секут, ни рубят и что, смирившись и покаявшись, мытарь предвосхитил праведность фарисея. В покаянии и смирении ошибки не будет, а без них ̶ сомнительно наше спасение.
Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй, и себя исправляй, а не других.
***
Сядь пониже, а то угоришь
Пишешь, что тебе поручено в монастыре письмоводство и что вследствие этого ты отстала от молитвы, а тебе хотелось бы быть всегда в молитве или в богомыслии.
Высоко берешь, очень высоко! Есть пословица: сядь пониже, а то угоришь. Я уже писал тебе, что когда будешь занята делом, то меньше будет мысленной путаницы…
***
Уши выше лба не бывают
Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит, и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: уши выше лба не бывают. Поговорка эта пригодна везде, кольми паче [тем более] в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед со своим мнением и предложением.
Учить ̶ это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять ̶ большие камни на колокольню таскать.
БАТЮШКА АМВРОСИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!