Это уже понятно из слов «вечный покой».
Суббота – «шабат», что и есть – «покой».
Желание покоя. Желание покоя усопшим.
Поэтому, мы Бога и просим: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих».
Суета сует и всяческая суета – это всё, что под небом, под солнцем.
Как Соломон говорит, что всё суета, так оно и есть (Эккл.1,2).
Потом перешагивая порог видимого и невидимого мира, человек входит в иное состояние и держит ответ за прожитую жизнь.
За грехи совершённые.
Главную печаль человеку приносит грех.
И при жизни мы страдаем от грехов своих, и по смерти тоже можем страдать от грехов своих.
Лучше всего это знают люди, которые уже отошли от этого тела.
Те, которые уже не стоят в очереди за хлебом; не стоят у плиты, чтобы жарить себе ужин или завтрак; не зарабатывают деньги, чтобы заплатить за квартиру.
Они, отшедшие от всякой житейской суеты теперь, носят в себе свою тайну.
Все свои добрые и злые намерения, осуществлённые и не осуществлённые злые и добрые дела.
И усопшие нуждаются в нашей молитве.
Как сухая земля пьют её.
Наверняка, каждый из вас, хоть один раз в жизни поливал сухую землю.
Приезжали из отпуска и поливали высохшую землю в горшках, например. Заждавшаяся земля – она всасывает воду и не видно её. Льёшь – и не видно её.
И ещё льёшь – и всё ещё не видно.
И потом она постепенно насыщается.
Так и души усопших пьют молитвы, и желают, чтобы мы не забывали про них.
Это наша мудрость.
На кладбищах раньше писали, сам видел: «Мы были, как вы. Вы будете, как мы». Короче не скажешь.
И точнее не скажешь.
Это голос «оттуда», из-за калитки кладбищенской.
Мы редко бываем на кладбищах.
А как хорошо бы, приезжая в незнакомый город, бежать сначала не по магазинам…
Если по музеям, то – ладно. Хорошо, сначала – по музеям, потом – по магазинам.
Но прежде всего этого хорошо бы зайти в кафедральный собор незнакомого города, если он там есть.
А потом посетить городское кладбище.
Наверняка, там лежит какой-то праведный человек.
И хорошо было бы туда прийти, там просто походить, помолиться.
Побродить между теми, кто здесь раньше жил.
А потом выйти за ограду и побродить между теми, кто здесь теперь живёт.
Это очень практичная вещь, она очень уцеломудривает человека.
Она даёт ему чувство длинной истории.
Человек – очень короткое существо.
Тридцать, сорок, пятьдесят лет.
Потом, раз – и нету.
И что это такое? Жил?
Не жил? Непонятно.
А когда человек думает о прошедшем поколении и думает о вечности, он превращается в существо с длинной историей.
И тогда он не сиюминутный. Он тогда глубокий.
Он тогда более серьёзный.
Дорогие христиане, приложим это всё к сердцу своему.
Не для того, чтобы печалиться, а для того, чтобы быть мудрыми.
«Смех глупых, как треск хвороста под котлом, а сердце мудрого в доме плача по умершему».
Так говорит Соломон. (Эккл.6:4,6).
Таков конец всех живущих, и мудрый приложит это к сердцу своему.
Будьте мудрыми.
Поминайте своих родных и близких.
Поминайте всех, кого любите, и кто уже ушёл из этой жизни.
Если вы, например, любите кого-то из христианских писателей, или каких-нибудь политиков, или иных известных людей – молитесь за них.
Ну, скажем, любит человек Ахматову, пусть молится за рабу Божию Анну.
Любит Пушкина человек, пусть молится за раба Божия, убиенного на дуэли, Александра.
Любит …не знаю, там кого-то ещё.
Да кого бы то ни было.
Знаешь точно, что он крещённый, что он христианин – смело молись за его душу.
Таким образом отблагодари его за те книги, которые он написал, которые ты читаешь. За что-то такое великое, что тебя трогает в его биографии.
Это тоже очень важно.
Это тоже реальное живое общение с покойными.
Так что – к любому жизненному вопросу: печальному или радостному, мы можем приложить такую великую тему, великую вещь, как поминовение усопших.
Вот кто такие святые?
– Это усопшие праведники. Николай Чудотворец, он кто? Усопший? – Усопший.
Мощи его растаскали по всему миру.
Там рука, там нога, там голова.
А душа где? – В раю.
Что делает? – Молится.
Это один из почивших праведников.
Так что, кто перестаёт молиться за усопших, тот святых забывает.
Потом забывает Самую святую из святых – Божию Матерь.
Ну, и потом теряет всё остальное, что там можно потерять.
Так что, поминовение усопших – это такая вещь, которая красной нитью проходит через всю христианскую жизнь.
Она очень важная.
Она чрезвычайно важная…
И та бабуля, которая на больных ногах спешит на панихиду; она, в принципе, о жизни знает больше, чем философ, который не молится Богу.
Больше, чем профессор университетский.
Та бабка, которая и читает по слогам, или, может быть, вообще не читает.
Но она знает, что в субботу нужно прийти в храм.
И несёт с собой хлеб, и палочкой помогает себе; и спешит, чтобы не опоздать в кладбищенскую церковь; и там стоит на молитве.
Этот человек знает о жизни больше.
Вернее, знания его правильнее, чем знания какого- нибудь другого человека, который не молится.
Вообще, и в частности – за усопших.
Поминайте усопших своих.
«Господь да утешит и упокоит их, и нас помилует.
Яко благ и человеколюбец».
протоиерей Андрей Ткачёв
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник